Пост-аудит контроль таможни и налоговой: что нас ожидает ·

В Украине пост-аудит еще не стал первоочередной формой таможенного контроля, несмотря на те основы, которые заложил Таможенный кодекс. Вследствие этого создается ситуация, при которой за соблюдением таможенного законодательства осуществляется двойной контроль - как при таможенном оформлении товара, так и в дальнейшем, при проведении не выездных или выездных проверок. А это в свою очередь приводит к увеличению административного давления на участников внешнеэкономической деятельности.

В то же время, несмотря на пессимистические ожидания, которые сложились при принятии нового Таможенного кодекса, вряд ли можно сказать, что таможенные пост-аудиты превратились в инструмент фискального давления на предприятия. Конечно, во время проверок между таможенными органами и налогоплательщиками возникают случаи различия в правовых оценках определенных операций. Но предприятия должны целенаправленно защищать свои законные права и интересы.

Благодаря объединению налоговой и таможенной служб в рамках Министерства доходов и сборов можно рассчитывать на то, что проверки, которые будут проводиться территориальными органами Миндоходив, будут касаться соблюдения как налогового, так и таможенного законодательства.

Это, с одной стороны, может привести к определенному улучшению, поскольку иногда случалось, что таможенные и налоговые органы приходили к противоположным выводам: например, таможенные органы могли прийти к выводам, что таможенная стоимость товаров отражена неправильно в сторону понижения, а налоговые - что цена на приобретение товаров завышена.

С другой стороны, встает вопрос качества проведения проверок, а именно - уровня подготовки должностных лиц, которые будут проводить проверку. Это связано с тем, что количество налоговых проверок субъектов внешнеэкономической деятельности достаточно велико, а количество квалифицированных таможенных аудиторов на порядок меньше. Поэтому вопрос осведомленности проверяющих в специфических вопросах таможенного законодательства (классификация товаров, применения таможенных режимов, правильность декларирования товаров и т.п.) будет иметь существенное значение.

Какие рекомендации? В первую очередь следует помнить, что в большинстве случаев причиной доначисления таможенными органами налогов являются одни и те же факторы: не декларирование дополнительных затрат импортера при заявлении таможенной стоимости товаров (выплата роялти, расходы на транспорт, страхование и т.д.), неправильное определение кодов товара и соответственно - начисления пошлины за неправильными ставками, и еще некоторые повторяющиеся почти у всех ошибки.

Новый Таможенный кодекс существенно расширил права предприятий на самостоятельное исправление ошибок - например, стало возможным вносить изменения в таможенную декларацию после завершения таможенного оформления, в т.ч. при обнаружении не задекларированных товаров, возможность корректировки составляющей роялти в таможенной стоимости без применения штрафов течение 180 дней со дня таможенного оформления.

Финансовые санкции за нарушение таможенного законодательства значительны. Если Налоговый кодекс предусматривает штрафы в размере 25-50% от суммы дополнительно начисленных налогов (и таможенные органы также могут их применять), то штрафы, предусмотренные Таможенным кодексом, значительно выше - например, за незаконное перемещение товаров можно взыскать до 200% стоимости товара и конфисковать его, а за нецелевое использование товаров, при ввозе которых было предоставлено льготы - 300% от неуплаченной суммы таможенных платежей.

Поэтому при действующем регулировании чрезвычайно большую роль играет самопроверка предприятий-участников ВЭД: своевременное ее проведение может спасти предприятие от доначисления налогов и штрафных санкций на миллионы, а иногда - и на десятки или сотни миллионов гривен, или, по крайней мере в случае выявления рисков - подготовить обоснованную правовую позицию.

При проведении самоанализа я бы рекомендовал налогоплательщикам делать выводы и на перспективу. Очень часто неудачно прописана фраза или формулировки в контракте, или неудачно выстроена цепь поставок, избранные таможенные режимы, приводят к миллионным потерям.

В случае, если акт по результатам проверки содержит выводы, с которыми предприятие не может согласиться, нужно обжаловать такие решения. В этом аспекте новый Таможенный кодекс ничего принципиально нового не привнес, за исключением унификации процедуры обжалования результатов пост-аудита процедурами, предусмотренными Налоговым кодексом Украины.

Обжаловать денежные обязательства, определенные таможенными органами на основании сомнительных выводов акта проверки, нужно и потому, что анализ судебной практики, которая сложилась в последнее время, показывает, что суды ставят под сомнение необоснованные выводы, и, соответственно - отменяют принятые налоговые уведомления-решения. Более того, учитывая относительную новизну Налогового и Таможенного кодексов, правоприменительная практика может сложиться только тогда, когда накопится определенное количество судебных решений.

Роберт Зелди, адвокат, менеджер отдела налоговых и юридических услуг PwC Украина